?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Итак, этот пост открывает серию текстов про книжный краудфандинг. Думаю, что большая часть того, о чем я буду рассказывать, пригодно и для других проектов, однако какие-то нюансы имеют именно отношения к литературе. Имейте это в виду.

Пример моего успешного сбора лежит вот здесь: http://www.sbor-nik.ru/kick.jsp?id=sbor5703417800425472

...

Сначала нужно точно определить сумму, которую вы хотите собрать - это стартовая точка. Цель. Цифра, которую вы будете видеть ночами во сне (в этом месте я не шучу:).
Тут придется пройти по тонкой грани между "пожадничал" и "запросил слишком мало".

Замахиваться на сумму по нижней границе наиболее осмысленно, если вы собираете на электронное издание и не будете заморачиваться с бумагой. Особенно, если вам не надо платить художникам, если вы сами редактор и корректор в одном лице, а также умеете профессионально верстать/либо хотите издавать книгу в https://ridero.ru/ (в их системе приличная верстка по рукам даже тому, кто раньше никогда не имел с ней дела).
Тогда собранные деньги за вычетом налогов и комиссии краудфандинговой площадки достанутся именно вам.

NB: Имейте в виду, что комиссия площадки и налоги - это значительная сумма. Обычно это 5% комиссия самой площадки, 5% комиссия платежных систем, плюс, если вы на ИП - еще 13% подоходного налога.
То есть, грубо говоря, из 100 000 собранных денег на руки вы получите около 80 000.

Замахиваться на большую сумму (больше 150 000) имеет смысл, если у вас есть а)команда, которая будет перманентно работать на продвижение проекта, б)устойчивая читательская/фанатская аудитория, которая точно купит (пример: если вы работаете над переизданием комикса про Черепашек Ниндзя или книгой про Звездные войны, это эначительный плюс; если же у вас авторская книга не-в-серию, и популярность у вас явно не такая, как у Дарьи Донцовой, набрать большую сумму проблематично), в)у вас есть понимание, что вы в первый день сможете собрать хотя бы четверть/треть всей суммы.

Как посчитать, сколько вы соберете в первый день?
Примерно за месяц до краудфандинга опросите всех своих друзей и знакомых: "Если я затею сбор предзаказов на книгу, то готов ли ты ее купить? если да, то за сколько?" Посчитайте все ответы "да". Запишите в отдельный документ. Умножьте количество желающих на среднюю сумму, за которую вы будете продавать книгу. К примеру, у вас получится тысяч 20. Теперь разделите это число надвое, и это будут примерно те деньги, которые вы получите в первый день сбора (главное, в момент старта не забудьте разослать лично каждому из этих людей письмо "Сбор начался, ура, покупай мою книжку!")

Я была уверена в том, что в первый день мы получим 10 000, поэтому поставила планку сбора в 50 000.
Сейчас мне говорят, что если бы планку задрали, набрали бы больше.
Однако я считаю, что самое ХУДШЕЕ на краудфандинговой площадке - это НЕ СОБРАТЬ. Этим ты здорово подводишь всех людей, которые дали тебе денег. Доверие, выраженное с помощью денег, это круто - и если его не оправдать, кто ж тебя захочет поддержать в следующий раз? Надо помнить, что если сбор не удался, то деньги с площадки просто так обратно вывести на карточку у человека по щелчку пальцев не получится. Либо долгая морока с письменными заявлениями, отправленными по почте, либо потратить их на какой-то другой проект на той же площадке. Ни то, ни другое читателя не обрадует.
Поэтому лучше сто раз перестраховаться.
А после того, как ты соберешь сумму, все уже заплатившие расслабятся (проект успешен, можно выдыхать!), а потенциальные заказчики будут знать, что их деньги точно не пропадут.
Это предположение оправдалось, и в итоге мы собрали почти 110 000.

С другой стороны, не забудьте ни одну из статей расходов.
Оформление книги, печать, рассылка книги (посмотри на почтовые тарифы и посчитай расходы хотя бы приблизительно), дополнительные сувениры, etc.
Ничего не забыли? Теперь прибавьте еще 5000 - 10 000 на непредвиденные расходы (а они точно будут).
И попытайтесь совершить математический трюк - свести воедино сумму расходов с суммой предполагаемых доходов. Если между ними пропасть, то сначала придумайте, как перекинуть через нее мостик, а потом уже затевайте кампанию. Аргументы "авось перепрыгну!" тут не сработают.

...

Буду рада вопросам в комментах и все такое.
Если кому-то захочется сделать репост записи, буду рада вдвойне :)

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
v_r_a_n
Nov. 27th, 2015 04:19 pm (UTC)

>Умножьте количество желающих на среднюю сумму

Какое количество желающих должно быть для начала? Один-два читателя вряд ли сделают погоду. Какая минимальная планка?
tverse
Nov. 27th, 2015 08:27 pm (UTC)
Я изначально для себя решила, что если будет меньше 50-ти человек, кампанию начинать не буду.
dragonmen
Nov. 27th, 2015 05:56 pm (UTC)
ммм... и какой же ROI получается в итоге?
tverse
Nov. 27th, 2015 08:27 pm (UTC)
а что такое roi?))
tverse
Nov. 28th, 2015 11:34 am (UTC)
так как мы решили для себя, что хотим книгу хорошего качества (и скорее создаем артефакт, чем пытаемся заработать на нем), то мы вышли в ноль
была возможность выйти в +20/30 тысяч, если бы мы "подвинулись" по качеству печати
gans_miller
Nov. 28th, 2015 01:56 pm (UTC)
То есть как вариант для "сделать проект" работает, как "сделать работой, обеспечивающей жизнь" - нет?
tverse
Nov. 28th, 2015 03:53 pm (UTC)
Краудфандинг - это именно для разовых проектов, конечно же.
dragonmen
Nov. 28th, 2015 02:44 pm (UTC)
Лукьяненко похоже прочитал твой пост http://dr-piliulkin.livejournal.com/742486.html :-)

За 20-30 тыщ шмысла чесацца я бы не увидел)
tverse
Nov. 28th, 2015 03:53 pm (UTC)
так мило :)

ну, если бы у меня была цель именно заработать, я бы затевала или другой формат сбора, или просто его бы не затевала
forgotten_tale
Nov. 27th, 2015 10:54 pm (UTC)
Меня вот тоже крайне интересует ROI и сопутствующие ему обстоятельства, иначе все совсем непонятно.
Не могу говорить за комментатора выше, но тут для меня ROI - это "выхлоп", сколько конкретно людей из опрошенных реально поддержали проект. Потому что "50 хотят" - это в идеальном мире. В реальном, насколько я помню, идеальный результат - это 10-20%.

Я так подозреваю, что у тебя он был больше, потому что сборник рассказов (поправь, если что не так, я только краем глаза видела кампанию). А это значит, то наверняка порядка 90% (если не 100%) авторов поддержали проект. Плюс к этому их лучшие друзья и сложившаяся аудитория (у кого есть) - ну, пусть тоже 20%. И вот в плюс к этому сложившая аудитория книг.

Подозреваю, что не для сборника, а для отдельно взятого автора цифры и "выхлоп" будет совершенно иным.

Я уж не говорю, что интересно еще и по жанрам смотреть - но об этом ты наверняка дальше будешь говорить.
tverse
Nov. 28th, 2015 11:38 am (UTC)
Ну, я не делала первичный опрос лично - это был клич в соцсетях. Из него набралось "потенциально желающих" 70 человек, из них в итоге сбор поддержали около 60-ти.
Всего в предзаказы на площадке вложилось 172 человека.

Это сборник рассказов авторский :) С межавторским, действительно, шанс вложений (и резонанс) был бы больше.
Поэтому то, о чем я говорю - это выхлоп для отдельного автора.
forgotten_tale
Nov. 28th, 2015 01:17 pm (UTC)
Теперь стало понятнее, спасибо)
funny_undead
Nov. 30th, 2015 06:39 am (UTC)
"Надо помнить, что если сбор не удался, то деньги с площадки просто так обратно вывести на карточку у человека по щелчку пальцев не получится." (с)
Вот совсем не обратил внимания на этот момент. Видимо сумма небольшая.
Когда поддерживал проект на кикстартере столкнулся с другой системой - там ты озвучиваешь сколько готов отдать. И в любой момент можешь изменить заявленную сумму (что дает пару неприятных эффектов, но это детали). А списание происходит только в момент успешного завершения компании.
tverse
Nov. 30th, 2015 06:42 am (UTC)
Вот-вот. На кикстартере стоит защита-для-бекера.
На наших площадках ее нет :)
( 15 comments — Leave a comment )