?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Последние джедаи" - это фильм, на который одновременно очень просто и очень сложно писать рецензию. Он похож на подкинутую монету, одна сторона которой из настоящего золота, а другая сторона - подделка. И вот монета вращается в воздухе, и ты все никак не можешь понять - это круто? или смешно? или очень здорово? или - эээ, что это было? или красиво? или всё же нелепо? А потом впечатления эти складываются в совсем разные картинки - в зависимости от того, в чьей голове они складываются. В итоге после пресс-показа зрители спорят с пеной у рта - мнения и оценки разнятся от "очень круто, лучший фильм ЗВ!" до "что за кошмар?!"
Однако по пунктам.

(Осторожно, дальше возможны спойлеры!)

1. Здравая самоирония/фильм скатывается в пародию.
Здорово, когда люди умеют смеяться над собой. Одно дело - шутки ниже пояса, которыми обходятся некоторые комедии, и совсем другое - смешные моменты в "Последних джедаях". Чего стоит только Люк, выбрасывающий световой меч или объясняющий с помощью травинки, что такое Сила. Здесь есть фансервис для старых фанатов вселенной, и шутки для новых зрителей. Юмор на всех уровнях: от забавных деталей и жестов до диалогов и комедии положений.
Правда, местами чувство меры изменяет режиссеру. И становится не очень понятно, что же все-таки перед нами - самостоятельное произведение или пародия на пятый и шестой эпизоды? Да, как ни жаль, здесь проявилась та же болезнь, что и в "Пробуждении силы". Некоторые сцены из классической трилогии повторяются просто покадрово. Главный вопрос - зачем? Если выкрутить до предела comedy mode и прикупить попкорна, то пойдет на ура. Но если нет, будешь периодически смотреть на экран и задумываться - WTF? Что не идет на пользу целостному восприятию.

2. Постмодернизм/нарушение правил.
Однако не будем такими серьезными! В конце концов, двадцать первый век не то что на дворе, а вообще в разгаре. Поэтому без деконструкции, заигрываний со зрителем, аллюзий, цитат и прочего постмодернистского арсенала не обойтись. Эй, достали все из закромов и надели "очки оголтелого постмодерниста", и наслаждаемся этим цирком. Райан Джонсон жонглирует героями и ситуациями настолько смело, что заслуживает уважения.
Вот только не заслуживает уважение то, что в гонке за смелыми решениями он ломает логику мира. Ради красивых - действительно красивых и, возможно, действительно нужных этому фильму сцен - он разрушает все правила, которые существовали в далекой галактике до него. Неофиты, которые внезапно становятся искусными джедаями? Вообще не обученная обращению с силой Лея, оказывается, может выжить в ситуации, которая в несколько раз сложнее той, в которой погиб магистр Мейс Винду? Оно того стоило, да? Ради чего? Неужели нельзя было бережнее обращаться с каноном - раз уж вы заявили строгие границы этого самого канона и "жесткое нет" всякому вольному обращению со вселенной?

3. Широкий спектр эмоций/мотивация, как у чайной ложки.
Да ладно, что это я ворчу, в самом деле. Благодаря этому самому вольному обращению с материалом получается широкий спектр эмоций. От трагического до смешного. От абсолютно тупого, приземленного, низменного взгляда на мир до лютого, зубодробительного пафоса. От подвигов до предательства. И если ты готов к тому, чтобы "раскачаться" вместе с сюжетом, удовольствие от просмотра гарантировано.
Вот только почему все эти колебания маятника настолько поверхностны и происходят на уровне событий, а не конфликтов? Не то чтобы у героев нечетко прописана мотивация. Она настолько нечеткая, что герои сами ее не понимают. Что-то сделать, не подумав - это да. Куда-то побежать, полететь, сразиться с врагами - пожалуйста, всегда готов. Извлечь из себя нормальную, по Станиславскому, рефлексию, чтобы даже не зрители - ну, хотя бы оппонент поверил в происходящее - нееет. У нас же экшн. У нас нет времени на рассусоливание.

4. Казино/резиновые женщины.
Хотя времени на подробное рассусоливание отдельных вещей хватило, за что честь и хвала всем дизайнерам фильма и тем, кто работал над компьютерной графикой. Прекрасные корабли. Отличные битвы. И в качестве "витрины" для народов галактики - казино. Не кантина, конечно, утираю скупую ностальгическую слезу но эта локация достойна всяких похвал.
Уже писала в первом отзыве и тут повторюсь - идеальные инопланетные животные. "Фантастические твари" нервно курят в сторонке и размышляют о том, как бы прибрать к рукам весь этот плавучий цирк с редкими и вымирающими видами... кролик-зануда, волк-хлопотун, подкустовый выползень... мечтательно вздыхаю
Особенно обидно, что на фоне всего этого великолепия фауны некоторые актеры выглядят просто резиновыми куклами. Абсолютно деревянная Рэй выглядит как Буратино, пришедший в школу к настоящим живым мальчикам. На контрасте с новой героиней Роуз даже наш старый друг Финн, который казался каким-то не слишком выразительным персонажем в прошлом эпизоде, становится просто прекрасным. А уж Энди Серкис в роли Сноука подчистую проигрывает тому же Энди Серкису в роли Горлума - хотя, казалось бы, масштаб злодея-то здесь располагает к свершениям...

5. Боец сопротивления здорового человека/боец сопротивления курильщика.
К вопросу о свершениях. Есть в "Последних джедаях" герой, действия которого абсолютно логичны, непротиворечивы, мотивы понятны, и потому он воспринимается "на ура". По Дэмерон, который в прошлой части был недостаточно раскрыт, тут занимает достойное место. На крестокрыле полетать и совершить подвиг - сделано. Проявить горячий нрав и наломать дров - сделано. Действовать, пока остальные страдают фигней - сделано. Меняться по ходу сюжета - что особенно важно для некартонного герой - и это сделано. Ура.
Видимо, для сохранения баланса у Финна сюжетная линия является квинтэссенцией идиотизма. Начиная от девочки Роуз, из которой торчит картон так, что в зрительном зале его ошметки из глаз выковыривать приходится, заканчивая логикой поступков. Эй, мальчик, у нас тут в Красной Армии патроны закончились, сбегай в ларек в соседнюю деревню, купи, а? Когда счет идет на часы, лететь куда-то в хурхуи за взломщиком(!), которого посоветовала Маз Каната - не, а что, не у кого же больше спросить-то(!!), припарковаться в неположенном месте и попасть в руки полиции, найти другого взломщика (и этот сойдет... а почему не хоббит, например?), разнести салун (то есть казино), посадить BB-8 в коробку (не говорите, что вы никогда не мечтали это сделать), извлечь из кустов десятки роялей и не прищемить пальцы. Уфф.

6. Концентрация на важных событиях/галактика-то где?
Нет, если вырезать сюжетную линию Финна, то фильм концентрируется на действительно важных событиях. Хорошо выстроен сюжет. Таймпрессинг, нарастание напряжения, связь индивидуального и общего, встроенность отдельных персонажей в историю, все это подается с хорошим ритмом и правильными акцентами. Просто здорово.
Только вот где та самая Галактика, которая с развитием компьютерной графики и вообще съемочных мощностей появилась уже в приквелах? Где то самое ощущение открытого мира? Где масштаб? Разборки нескольких корабликов друг с другом напоминают возню в песочнице на краю города. Даже обидно как-то становится. По ходу, режиссер слишком сконцентрировался на важном и растерял по дороге контекст.

Есть здесь и безусловные плюсы. Финальный твист (не буду спойлерить, это надо видеть), игра Адама Драйвера (Кайло Рен потихоньку становится самым интересным и сложным персонажем саги), взломщик в исполнении Бенисио Дель Торо, отличная музыка. Это те моменты, от которых получаешь настоящее удовольствие.
А безусловный минус - вдумчивый зритель не получает ответов на вопросы. Или получает - в формате отмазки. Кто такой Сноук? Кто такие родители Рэй? Вы действительно думали, что вам об этом нормально расскажут? В таком случае вы ошибались. То ли все ответы припасены на девятый эпизод, то ли нас обвели вокруг пальца. И всё это время мы смотрели не туда, пока фокусник прятал настоящего кролика, а в шляпу запихивал его плюшевого собрата.

Пожалуй, это то кино, которое надо самому смотреть, не ориентируясь на рецензии. Хотя бы для того, чтобы составить собственное мнение по поводу того, какая же это монета. Искусственная. Или настоящая.

(рецензия для fantlab.ru)

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
inigo_montoiya
Dec. 15th, 2017 01:12 am (UTC)
А был ли кат?..
tverse
Dec. 15th, 2017 06:59 am (UTC)
нет, не было)
inigo_montoiya
Dec. 15th, 2017 08:09 am (UTC)
Тогда предупреждение о спойлере не имеет значения :))) Хотя можно ли применить слово "спойлер" к фильму без какого-то вменяемого сюжета как такового - это вопрос :D
crystal_cold
Dec. 15th, 2017 07:17 am (UTC)
(вздохнул)
Вот этой концентрации идиотизма и ниже пояса я как раз очень-очень боюсь(
Но погляжу, конечно, как не поглядеть.
tverse
Dec. 15th, 2017 07:21 am (UTC)
не, хорошие ушки
но концентрация идиотизма тоже хороша
crystal_cold
Dec. 20th, 2017 09:52 pm (UTC)
Нихът. Уши ваще отвратные, в общем-то%)
Испытаваю боль и страдания.
kirillkrm
Dec. 15th, 2017 07:20 am (UTC)
Не покидало ощущение, что я читаю отзыв не на фильм, а на какой-то фанфик по ЗВ :))
tverse
Dec. 15th, 2017 07:20 am (UTC)
а это он и есть, по сути
set_ariman
Dec. 15th, 2017 08:06 am (UTC)
"Вообще не обученная обращению с силой Лея, оказывается, может выжить в ситуации, которая в несколько раз сложнее той, в которой погиб магистр Мейс Винду?"
Это Дисней. Принцесса должна спастись. Желательно ОЧЕНЬ спецэффектно.
tverse
Dec. 15th, 2017 09:57 am (UTC)
Хотя вот эту вот принцессу надо было полюбэ выпиливать по объективным причинам.
asta_jade
Dec. 15th, 2017 08:19 am (UTC)
Отличная рецензия, со многим соглашусь.
Мне фильм зашел (а Финн - нет), но смущал огромный стикер "М - маркетинг" в куче сцен.
tverse
Dec. 15th, 2017 09:58 am (UTC)
меня маркетинг меньше смущал, чем поход в ларек за патронами для Красной Армии))
tige_elf
Dec. 15th, 2017 11:00 am (UTC)
Да не, нормально все с Финном. Тайминг, конечно, слегка смущает и от Дель Торо я совсем не в восторге. Но безбашенная отвага то, что надо. :)
tverse
Dec. 15th, 2017 11:35 am (UTC)
Дель Торо мне как раз очень понравился, а Финн и эта милипиздрическая бесявая некрасивая баба прям вызверили (возможно, это такая специальная пара герое-дебилов и задумка именно в том, чтобы они бесили?..)
tige_elf
Dec. 15th, 2017 12:09 pm (UTC)
Мне как раз нравится, что некрасивые - отход от голливудских стандартов. :) Там весь кастинг такой. Хотя Финн очень даже ничего. Просто непривычный. А чем тебе Дель Торо понравился? Мне он никаким показался.
tverse
Dec. 15th, 2017 12:11 pm (UTC)
Ну, сцена, когда он говорит, что вот мол этот продает оружие первому ордену... гляди, а сопротивлению тоже продает - я считаю ее лучшей в фильме вообще.
И в принципе весь его образ + парадигму, в которой он действует.
tige_elf
Dec. 15th, 2017 12:31 pm (UTC)
Идеологически да, он там именно такой нужен. Но получился персонаж у него никакой - ни сочувствия ни отвращения. То ли дело тот же Хакс. Чистая энергетика и перфоманс. :))) Рози - одноногая собачка с одной стороны, а с другой там закладка на целый любовный треугольник в потенциале.
crystal_cold
Dec. 20th, 2017 09:53 pm (UTC)
Согласен, кстати - самый вменяемый персонаж из новья%)
anggva_ubervald
Dec. 18th, 2017 01:29 am (UTC)
Мне за Сноука обидно было! Вроде крутой же злодей получался, могли бы хотя бы объяснить, откуда у него взялся великолепный золотой халат и самомнение размером со star destroyer!
tverse
Dec. 19th, 2017 03:31 pm (UTC)
что-то я над фразой про великолепный золотой халат ржу))
anggva_ubervald
Dec. 19th, 2017 06:05 pm (UTC)
Ну он же и правда великолепный!
di_vivere
Dec. 20th, 2017 08:00 pm (UTC)
// а почему не хоббит, например

за хоббита - Рэй, учитывая одежду)
tverse
Dec. 21st, 2017 04:22 pm (UTC)
Семен Семеныч, вот оно что!(с)
( 23 comments — Leave a comment )