timeVerse (tverse) wrote,
timeVerse
tverse

Categories:

"Иисус Христос - Суперзвезда" от питерской "Рок-оперы"

ихсз_3

Надо сказать, что это блюдо я могу есть в любое время и в любом месте.
То есть на данный момент я видела все постановки сабжа на русском (кроме пермской от "Театр-театр" - и вот всерьез думаю, не сгонять ли в Пермь и поглядеть на), все экранизации, слышала все студийные записи в оригинале и все, до чего дотянулась на ютубе на других языках.
Поэтому, когда в сообществе "Москультура" https://moscultura.livejournal.com/ появилось приглашение на "Иисуса Христа" в исполнении "Рок-оперы" из Спб, я просто не могла не пойти.
Я уже видела мюзикл в их интерпретации (в девяностых годах, когда они его привозили в Ростов), и было очень интересно сравнить детские впечатления и сегодняшние.
К тому же, к юбилею спектакля (50 лет мюзиклу исполнилось, страшно сказать) его якобы улучшили и добавили огня.

Итак, в концертном зале "Измайлово", версия новая-крутая: Иисус Христос - Суперзвезда

Сначала о хорошем.
У этой постановки есть два безусловных плюса.

1) Пластичность и выразительность массовки
Именно толпа здесь обалденная. Правда, лучше всего ей удаются злые танцы и танцы с макабрическим оттенком. Поэтому абсолютно идеальны прокаженные и народ во второй части мюзикла, когда они злобствуют и начинают обвинять Иисуса во всех грехах. Такой крутой экспрессии я давно не видела. И безупречной картинки, которая напоминает горельефы на старых зданиях. Вроде, ничего особенного - а начинаешь присматриваться, и в деталях завязнешь. Пожалуй, моментами мне было интереснее наблюдать за ними, чем за главными героями.
Костюмы толпы - отдельная песня. Сначала такой думаешь "ммм, что за тряпки?", а потом "надо же, как гармонично!"

ихсз_2

(Мария Магдалина, кстати, в той же одежде, что и остальные, и я ее постоянно теряла на сцене - не знаю, это так задумано, или недоработка)

2) Работа осветителя
Именно новый свет делает эту версию мюзикла на порядок круче, чем та, что я видела много лет назад. Будто добавляет еще одно измерение, делает все движения выразительнее и ставит акценты именно там, где это требуется. Браво, просто браво.

Что еще мне понравилось?

ихсз_1

Очень классный Кайафа - Алексей Толстокоров. Он звучит так, как должен звучать идеальный Кайафа, и выглядит очень близко к моему любимому образу этого персонажа в Live Arena Tour 2012.
У меня, пожалуй, есть вопросы к звучанию почти каждого из персонажей - то тихо, то неразборчиво, то акценты не там расставлены - лишь Кайафа идеальный-в-вакууме. Слушала бы и слушала.

Еще хорош Анна (Александр Кавин). Ну вот реально, я временами сильно разочаровываюсь, когда каст первосвященников и ко сливают, потому что это моя любимая в музыкальном плане часть мюзикла, но вот здесь было все отлично.

В целом звучание очень неплохое. Музыкальная дорожка - супер. Очень эмоционально. Все арии живые, в них есть нерв, напряжение, боль и радость. И это круто.

Что еще можно сказать?
Довольно интересно было слушать этот вариант перевода.
Да, его прикольно сравнивать с моссоветовским и местами он ближе к тексту оригинала, чем тот.
Но местами внезапно сваливается в какие-то вводные слова, повторы и прочую воду, которую упоротый редактор давно бы уже выпилил прочь, даже из песенного текста, где в угоду ритму и рифме допускаются послабления.

Но режет слух даже не перевод, а то, как этот текст выдают на публику (да, тут я плавно перешла к сомнительным моментам).
Имхо, герои слишком много говорят (именно говорят, а не поют), слишком вольно порой обращаются с дыханием-акцентами-построением фраз и абсолютно безбожно вываливаются из ритма. В некоторых сценах и в разумном количестве это звучит еще ничего (даже свежо - ух, как эмоционально, думает зритель!), но к концу мюзикла я как-то подустала.
И начинает даже казаться, что это не фишка, а баг - что артисты просто не вывозят, не вытягивают. А жаль.

Что еще не вполне полюбилось мне?
Не знаю, кому пришло в голову, что на протяжении всей арии Ирода и половины арий Пилата Иисус должен тупо лежать лицом в пол. Очень, очень богатый отклик на происходящее и очень богатую мимику может продемонстрировать персонаж в таком положении (сарказм mode on).
Да и в целом Иисус такой какой-то малахольный. Толпа по экспрессии и по звучанию то и дело его заглушает. Нет, возможно, это толпа слишком хороша. Но я-то на Иисуса-Суперзвезду пришла посмотреть, ну.

Но самое странное режиссерское решение - отсутствие финальной арии Иуды Superstar.
Эээ. В этот момент я поняла, что меня царапает именно в этой постановке - мало фана и постмодернизма. Со слишком серьезным лицом все делается, близко к "историческому оригиналу" (я где-то читала, что акцент тут делается именно на близость к священному писанию). И, конечно, воскресший Иуда с кордебалетом из ангелов не вписывается в эту концепцию.
А жаль. Потому что из-за скомканной концовки мюзикл выглядит куцым. Неполным. Недосказанным.

В целом я не жалею, что пошла.
Плюсы, имхо, перевешивают. Обновленный мюзикл гораздо лучше старой версии.

Однако, если сравнивать с зарубежными постановками, наши до сих пор выглядят на их фоне самодеятельностью, где даже людей в труппе так мало, что одни и те же играют то апостолов, то первосвященников. Как говорится в одном меме, не надо так(с)

Спасибо проекту https://moscultura.ru/ и лично блогу https://tushinetc.livejournal.com/ за приглашение :)

(все фотографии в посте взяты из официального инстаграма мюзикла https://www.instagram.com/rockopera_theatre/)
Tags: outside, движущиеся картинки, зрение, проверено на себе, слух
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments