June 12th, 2013

(t)rol(f)

О тыблонях на Марсе и об их отсутствии

В последнее время, как я гляжу, стали модными утверждения типа "ох, потреблятское общество, смартфон у каждого второго, а на Марс человек все так и не полетел!".
ИМХО, это такая дешевая патетика. Эдакий доступный любому пафос, очевидный в своей яркости. Космос же! Космос, епт. Гагарин, орбитальные спутники на советских марках, гений Циолковского и цветущие яблони.

Эти утверждения не базируются ни на чем, кроме иллюзорной мечты, тщательно взрощенной на фантастике про ближний космос.
Потому что в данный момент (да и еще в течение лет двадцати-тридцати, как минимум) человеку на Марсе делать решительно нечего. И лететь туда незачем.

"А как же мечта?" - спросит кто-то.
"Ну, не из мечты такие деньги отдавать!" - отвечу я цитатой из фильма.

Просто для того, чтобы прикидывать порядок цен:
Дешевый несостоявшийся Фобос-Грунт обошелся России в 5 млрд рублей.
Одна из частей лабораторного комплекса Кьюриосити, сделанная у нас, стоит 100 млн рублей и разрабатывалась с 2005 года.
Весь запуск Кьюриосити стоит 2,5 млрд долларов, и работает на него непрерывно 500 человек.
Думаю, что запуск человека встанет, как минимум, в такую же сумму.

А теперь - внимание - вопрос: зачем? Зачем везти за феерические деньги на Красную планету фактически стопроцентного смертника/смертников (потому что аппаратов, которые с вероятностью сто процентов вернутся обратно, еще не сконструировано и уж тем более не оттестировано)?
Ради мечты?
Мечта типа стоит дороже человеческой жизни и каких-то там пошлых денег?
Минуточку. Я спрашиваю "зачем", а не "ради чего".

Любую познавательную миссию сейчас вполне качественно выполняют марсоходы и стационарные комплексы на поверхности планеты.
Единственное, в чем у них может выиграть человек - в скорости передвижения и скорости ориентирования в нештатной ситуации.
Зато ему нужно что-то жрать (вы знаете, сколько стоит доставка одного килограмма полезного (и бесполезного) на Марс? да его только вывести на орбиту стоит 30 тыс. баксов) и где-то жить. И чем-то дышать. А еще не сдохнуть от радиации - еще на стадии перелета.

По-моему, нам подложили гигантскую свинью фантасты, которые думали, что к 22-23 веку Луна и Марс будут уже хотя бы обитаемы, а в идеальном случае - терраформированы. С яблонями, да.
Блин. Да чтобы терраформировать Марс, по самым оптимистическим прикидкам нужно 700 (!) лет - это только до момента появления там мхов и лишайников. И если все пойдет идеально и быстро.

И что? - спрашиваю я.
Лучше было бы вбухивать деньги корпораций в полеты, бесполезно отправлять в космос героических смертников, и при этом всем аскезно ходить с пейджерами и звонить со стационарных телефонов?
Не мой выбор, простите.

А те, кто усматривает угрозу развитию космической отрасли в религии... Я промолчу, вобщем. Только спрошу - а что они, мечтатели от звездного неба и героических деяний науки, сами делают для развития этой самой астрофизики, физики, инженерии и так далее? И если что-то делают, то чем им лично мешает вера соседа Васи Иванова в этом светлом начинании?

В общем - с небес на землю спуститься бы всем не плохо.
И не хаять смартфоны, а поснимать сначала с носа розовые очки.
В этом веке, по-моему, они уже не модны.

з.ы. Еще год назад у меня периодически возникал соблазн выдавать фразы в формате "пафос".
Теперь, после года работы, имеющей некое, пусть и опосредованное отношение к космической отрасли, как отшибло. Хорошо приземляет. Качественно.