timeVerse (tverse) wrote,
timeVerse
tverse

Category:

Краудфандинг vol.1: Как рассчитать свои силы и страшное слово НЕ СОБРАТЬ

Итак, этот пост открывает серию текстов про книжный краудфандинг. Думаю, что большая часть того, о чем я буду рассказывать, пригодно и для других проектов, однако какие-то нюансы имеют именно отношения к литературе. Имейте это в виду.

Пример моего успешного сбора лежит вот здесь: http://www.sbor-nik.ru/kick.jsp?id=sbor5703417800425472

...

Сначала нужно точно определить сумму, которую вы хотите собрать - это стартовая точка. Цель. Цифра, которую вы будете видеть ночами во сне (в этом месте я не шучу:).
Тут придется пройти по тонкой грани между "пожадничал" и "запросил слишком мало".

Замахиваться на сумму по нижней границе наиболее осмысленно, если вы собираете на электронное издание и не будете заморачиваться с бумагой. Особенно, если вам не надо платить художникам, если вы сами редактор и корректор в одном лице, а также умеете профессионально верстать/либо хотите издавать книгу в https://ridero.ru/ (в их системе приличная верстка по рукам даже тому, кто раньше никогда не имел с ней дела).
Тогда собранные деньги за вычетом налогов и комиссии краудфандинговой площадки достанутся именно вам.

NB: Имейте в виду, что комиссия площадки и налоги - это значительная сумма. Обычно это 5% комиссия самой площадки, 5% комиссия платежных систем, плюс, если вы на ИП - еще 13% подоходного налога.
То есть, грубо говоря, из 100 000 собранных денег на руки вы получите около 80 000.

Замахиваться на большую сумму (больше 150 000) имеет смысл, если у вас есть а)команда, которая будет перманентно работать на продвижение проекта, б)устойчивая читательская/фанатская аудитория, которая точно купит (пример: если вы работаете над переизданием комикса про Черепашек Ниндзя или книгой про Звездные войны, это эначительный плюс; если же у вас авторская книга не-в-серию, и популярность у вас явно не такая, как у Дарьи Донцовой, набрать большую сумму проблематично), в)у вас есть понимание, что вы в первый день сможете собрать хотя бы четверть/треть всей суммы.

Как посчитать, сколько вы соберете в первый день?
Примерно за месяц до краудфандинга опросите всех своих друзей и знакомых: "Если я затею сбор предзаказов на книгу, то готов ли ты ее купить? если да, то за сколько?" Посчитайте все ответы "да". Запишите в отдельный документ. Умножьте количество желающих на среднюю сумму, за которую вы будете продавать книгу. К примеру, у вас получится тысяч 20. Теперь разделите это число надвое, и это будут примерно те деньги, которые вы получите в первый день сбора (главное, в момент старта не забудьте разослать лично каждому из этих людей письмо "Сбор начался, ура, покупай мою книжку!")

Я была уверена в том, что в первый день мы получим 10 000, поэтому поставила планку сбора в 50 000.
Сейчас мне говорят, что если бы планку задрали, набрали бы больше.
Однако я считаю, что самое ХУДШЕЕ на краудфандинговой площадке - это НЕ СОБРАТЬ. Этим ты здорово подводишь всех людей, которые дали тебе денег. Доверие, выраженное с помощью денег, это круто - и если его не оправдать, кто ж тебя захочет поддержать в следующий раз? Надо помнить, что если сбор не удался, то деньги с площадки просто так обратно вывести на карточку у человека по щелчку пальцев не получится. Либо долгая морока с письменными заявлениями, отправленными по почте, либо потратить их на какой-то другой проект на той же площадке. Ни то, ни другое читателя не обрадует.
Поэтому лучше сто раз перестраховаться.
А после того, как ты соберешь сумму, все уже заплатившие расслабятся (проект успешен, можно выдыхать!), а потенциальные заказчики будут знать, что их деньги точно не пропадут.
Это предположение оправдалось, и в итоге мы собрали почти 110 000.

С другой стороны, не забудьте ни одну из статей расходов.
Оформление книги, печать, рассылка книги (посмотри на почтовые тарифы и посчитай расходы хотя бы приблизительно), дополнительные сувениры, etc.
Ничего не забыли? Теперь прибавьте еще 5000 - 10 000 на непредвиденные расходы (а они точно будут).
И попытайтесь совершить математический трюк - свести воедино сумму расходов с суммой предполагаемых доходов. Если между ними пропасть, то сначала придумайте, как перекинуть через нее мостик, а потом уже затевайте кампанию. Аргументы "авось перепрыгну!" тут не сработают.

...

Буду рада вопросам в комментах и все такое.
Если кому-то захочется сделать репост записи, буду рада вдвойне :)
Tags: краудфандинг, проверено на себе
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments