timeVerse (tverse) wrote,
timeVerse
tverse

Веселые приключения землемеров, или Кафка наоборот в "Дне выборов-2"

kinopoisk.ru-Den-viborov-2702279

После того, как студия "Квартет И" выпустила фильм "Быстрее, чем кролики", появился хор возмущенных зрителей, которые пели что-то вроде "будьте ближе к жизни! вся эта фантастичность, странность, фантасмагория... к чему они? зачем вам сюрреализм, если у вас замечательно получается именно кино "про жизнь"? про настоящее! про каждодневное!" Однако есть ощущение, что эти критики слегка забыли, что с самого первого спектакля ("День радио") в творчестве "Квартета" очень силен элемент условности. Именно как бы происходящего на "как бы радио", а не на самом деле. И если на сцене этот элемент не так заметен, то в экранизациях становится более явен. Чего только стоят воображаемые немцы из "О чем говорят мужчины", которые кочуют из детских представлений одного персонажа в сны другого, по дороге невзначай заглянув в реальность. Банальной же реальности в их фильмах примерно столько, сколько нужно для создания убедительных психологически достоверных образов. А символики, гиперболизации, бытового сюрреализма и фантэлемента - чем дальше, тем больше.
Завтра на экраны выходит "День выборов-2", и, на первый взгляд, творческая группа прислушалась к пожеланиям зрителей, желающих "настоящей жизни" и сняла фильм, ни на йоту не заступающий за грань реальности. Ни немцев, ни материализации мыслей, ни даже какого-нибудь завалящего странного наркомана в костюме кролика. Но это только на первый взгляд...
Если копнуть поглубже, то второй "День выборов" - это "Замок" Кафки, только наоборот. Если несчастный землемер на протяжении всей книги путался в абсурдных разговорах, блуждал в негостеприимном пространстве (которое его не пускало в замок), то все герои фильма существуют в разноцветном, ярком, лубочном счастливом сюрреализме, который приводит к успеху вне зависимости от действий.
По сути, весь фильм - это материализация народных баек в духе "вышел как-то мужик из дома вынести мусор и...", "зло обязательно должно быть наказано, потому что так бывает во всех сказках", "имей перед начальством вид лихой и придурковатый, тогда..." и так далее. Работает самый натуральный канон волшебной сказки по Проппу. Герои, антагонисты, испытания, вмешательство высших сил и так далее. Добиться популярности для кандидата, который совершил все, чтобы эту самую популярность угробить? А что, хорошее поле для подвигов. И интонация повествования такова, что с самых первых кадров зритель понимает - в итоге все будет хорошо. Пирком да за свадебку, или какой там положительный финал может наступить после процесса выборов?
Создатели фильма, говоря о нем, называют себя продолжателями традиций Салтыкова-Щедрина, Гоголя и русской сатиры, однако если поскрести этот иронический пласт, под ним открываются бездны махрового кафкианского абсурда, причем со знаком плюс, а не минус. В этом мире полностью нарушены причинно-следственные связи. Если в настоящем мире герой действует в каких-то предложенных обстоятельствах, то здесь обстоятельства подстраиваются под героя, причем постфактум. Все равно что землемер приехал бы к замку, а ему сказали: "Здравствуйте, вы наш король!"
Особенно явно на нереальность происходящего намекает картинка (свет и цвета). Она сильно отличается от всех предыдущих фильмов "Квартета И". Очень ярко, разноцветно и лубочно. С контрастом, вывернутым на максимум, с городскими пейзажами, похожими на советские агит-плакаты (слишком чистый город, слишком мало людей, слишком счастливые лица и так далее). Отличная искусственная декорация для "как бы реальности".
Если говорить о перспективах фильма в прокате, то, кажется, его ждет серьезный успех. Он заметно сильнее двух предыдущих картин студии, вполне на уровне первого "Дня выборов" и "О чем говорят мужчины". Он очень смешной и, главное, добрый. Он притворяется "настоящей жизнью" и при этом играет на сокровенных желаниях зрителя - дает иллюзию, будто вот это противоречие "Вообще стало не совпадать: как хочется поступить и как правильно поступить. А хочется, чтобы было, как правильно, но хочется, чтобы было, как хочется...И что делать?!"(с, "О чем говорят мужчины") решено. Поступай, как знаешь, все равно в конце все будет хорошо! Эдакая в доску абсурдная волшебная сказка, для вида обернутая в тонкую блестящую псевдо-реалистичность. Отлично сделанная. Пойду завтра, пожалуй, пересмотрю :)

(Рецензия написана для сайта fantlab.ru)
Tags: движущиеся картинки, зрение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments